Передвижение по Белому морю благополучно подходило к концу. На горизонте показался Соловецкий монастырь.

Часть монастырских построек опять оказалась обвитой строительными лесами. Поначалу меня это огорчило, потому что могло быть предвестником любых неожиданностей, например, запрета на посещение монастыря в связи со строительно-ремонтными работами, но потом я подумала, что
читать/смотреть дальшеэто в любом случае хорошо, потому что есть средства на реставрацию разрушаемых временем построек.

"Василий Косяков" прибыл в залив Благополучия к Тамаринскому причалу.

У нас не было предварительно забронировано жильё на Соловецком острове, потому что мы знали, что с этим проблем не будет. Ещё с предыдущих поездок мы знали, что многие жители сдают для туристов и паломников частные дома, комнаты. Кроме того имеется несколько гостиниц. Сойдя на берег, мы обратились к водителю, предлагающему свой автомобиль для однодневного путешествия по Соловкам, с вопросом о возможности снять жильё на пять дней. Он дал визитку своего приятеля. И мне думается, что здесь не обошлось без Божьего промысла, по которому нам надлежало поселиться в учительском доме. Олег, человек, которому мы позвонили по вопросу проживания, при встрече сообщил вот такую вещь: "Я ехал на огород, но по дороге у ведра сломалась ручка. Пришлось возвращаться. А тут вы позвонили. Если бы застали меня в дороге, я бы уже не возвращался."
По пути к учительскому дому мы поинтересовались у Олега о расписании богослужений в монастыре, на что услышали совершенно потрясающий ответ: "Я не знаю, я - комсомолец." Я невольно сильно зауважала этого человека. Вам часто приходилось такое слышать? С тех пор, как социалистический строй стал "плохим" все дружно "открестились" от комсомола и даже не вспоминают о своём участии в этой организации, а Олег - комсомолец здесь и сейчас, причём он совсем не атеист, он просто не связывает свою жизнь с церковной. Олег - очень трудолюбивый человек, и всё в его хозяйстве чин чинарём.
Олег несёт чистое постельное бельё для новых жильцов.

Вот так выглядит учительский дом. Дом, который

построен на огромной братской могиле погибших узников Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа). Его строительство было вызвано необходимостью обеспечения жильём разных специалистов, приезжающих на Соловки для временной работы. Братская могила обнаружилась, когда начали копать котлован под фундамент дома. Это была неимоверная груда костей от истлевших тел убитых. Разбирать никто ничего не стал, так и строили на костях.
Спро́сите, как нам спалось в этом доме? Очень хорошо спалось. Видимо, во Второй мировой было столько крови нашего народа пролито, что души невинно убиенных в лагерях, вопиющие о наказании виновных, ужаснулись от такой немыслимой искупительной жертвы и успокоились, не тревожа больше ныне живущих.

@темы:
Я путешествую,
Соловки